Сказал на автомате: 12 преград к пониманию ребёнка

На многие события повседневности мы реагируем на автомате, не углубляясь в суть ситуации. Обусловлено это накопившимся субъективным жизненным опытом, сквозь призму которого мы смотрим на всё, что с нами происходит. Мы как компьютеры с установленной программой: нажал одну кнопку – появилась одна картинка, нажал другую – вторая. Так же на автомате мы общаемся со своими детьми. Но в какой-то момент вы начинаете замечать, что действующая схема даёт сбои. Что делать? Правильно! Переустановить систему. Для выбора наиболее эффективной системы общения, рассмотрим 12 типов автоматических реакций родителей на поведение детей, выявленных психологами.

  • 1. Команды.

    Разговаривая с ребёнком в приказном порядке, вы даёте ему понять, что не хотите вникнуть в суть проблемы. Естественная реакция ребёнка на такого рода общение – сопротивление.

  • 2. Угрозы.

    Если ребёнок испытывает негативные эмоции, то применение «техники угроз» усугубляет сложившуюся ситуацию. Вероятно, этим методом вы сможете быстро снять симптомы болезни, но вирус всё равно останется в организме и даст нежелательную реакцию в самый неподходящий момент. Угрозы опасны ещё и тем, что при частом их использовании, ребёнок перестаёт на них реагировать, приходится использовать более «жесткие» методы.

  • 3. Мораль.

    Бессмысленно говорить ребёнку о морали, ведь он и так знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Эти истины впитываются из ежедневного наблюдения за поведением взрослых в семье. Поэтому, если ребёнок нарушает моральные устои, это может объясняться двумя причинами: так принято в семье или ребёнок испытывает эмоциональный дискомфорт.

  • 4. Готовые решения.

    Давая ребёнку готовые решения, мы заявляем о его несостоятельности решить проблему самостоятельно. Это вызывает негативную реакцию, лишает ребёнка права выбора и мешает формированию собственного жизненного опыта.

  • 5. Нотации и доказательства.

    Возможно, вы не раз замечали, что в ответ на ваши замечания, ребёнок произносит фразу, совершенно не относящуюся к делу. Происходит это по той причине, что ваши нравоучения вызывают у ребёнка «психологическую глухоту», в то время как вы перед ним распинаетесь в объяснениях, почему так делать нельзя, он думает абсолютно о другом.

  • 6. Обвинения.

    Обвинения не способствуют воспитанию ребёнка. Они влияют на его хрупкую эмоциональную сферу: появляется чувство обиды, непринятия, понижается самооценка. А низкая самооценка становится катализатором новых проблем. Говорите ребёнку не только об отрицательных сторонах его поведения, но и о положительных, дабы уравновесить чашу весов.

  • 7. Похвала.

    Не ожидали? Не стоит путать похвалу с одобрением, ведь похвала носит оценочный характер. Ребёнок со временем становится зависимым от неё, лишаясь способности получать удовольствие от своих действий без похвалы. Чтобы перевести похвалу в одобрение, выражайте ребёнку свои чувства, используя местоимение «я».

  • 8. Высмеивание.

    У ребёнка проблемная ситуация, а вы смеётесь над ним. Этим вы показываете своё нежелание ему помочь, безразличие к проблеме. Ребёнок разочаровывается в своих силах и престаёт вам доверять.

  • 9. Догадки.

    «Я знаю, почему ты так себя ведёшь» или «Я знаю, о чем ты думаешь» — сомневаюсь, что вы можете читать мысли вашего ребёнка, да если даже и так, разве ему это понравится? Пусть лучше сам расскажет о причинах своего поведения или поделится своими мыслями. А ваши догадки пусть останутся при вас.

  • 10. Выспрашивание.

    В предыдущей статье я уже писала о том, что вопросительная интонация вызывает агрессивность и замкнутость у детей. Поэтому, если хотите добыть нужную информацию, замените вопросительную интонацию на утвердительную.

  • 11. Словесное сочувствие.

    Формальные фразы типа «Я тебя понимаю» или «Очень жаль» часто отталкивают ребёнка. Лучше проявить сочувствие в действиях: обнять малыша или погладить по голове.

  • 12. Отшучивание.

    Юмор это конечно с здорово, но использование его с целью ухода от разговора, не поспособствует выстраиванию гармоничных отношений с ребёнком.

Но как же тогда говорить с ребёнком? Эффективна будет техника использования «понимающего слушания». Прочитайте о ней, и, даже если она покажется вам странной, попробуйте придерживаться её какое-то время. В скором времени произойдёт переустановка системы вашего общения с ребёнком. Вы почувствуете, как стали лучше понимать друг друга. В основу вашего общения лягут признание права ребёнка быть личностью, уважение его потребностей и чувств, право на ошибки, внимание к его проблемам. Именно это позволит вам стать близкими людьми не только физически, но и духовно.

Добавить комментарий

Канал на Яндекс.Дзен